27 сентября 2011 г.

Работа такая – помогать

 

Корпоративная благотворительность в России сейчас стала неотъемлемой частью крупного бизнеса. Однако схемы проявления социальной ответственности в нашей стране пока, по большей части, далеки от мировых стандартов, утверждает бессменный руководитель Российского детского фонда Альберт Лиханов. Проявлению корпоративной заботы о народе зачастую мешает её спонтанный характер и неосведомлённость в вопросе, кому помогать. На этом фоне выделяется Иркутская область, предприятия которой в сотрудничестве с региональным отделением РДФ демонстрируют наиболее цивилизованные формы благотворительности, заявил Лиханов. В беседе с Ксенией Докукиной он рассказал о состоянии корпоративной благотворительности сегодня.

Корпоративная благотворительность в России – уже повседневное явление для крупных корпораций. За годы развития социальной ответственности бизнеса она успела обзавестись характерными чертами. Некоторые эксперты даже считают, что становление российской корпоративной благотворительности можно поделить на этапы, которые соотносятся непосредственно с развитием бизнеса.

В России большинство компаний находятся на начальных стадиях развития социальной ответственности, утверждает Альберт Лиханов. Это своеобразное «распыление денег», добавила председатель Иркутского отделения РДФ Светлана Кулинич. По её словам, это лёгкий, но не совсем цивилизованный путь, потому что так благотворительные средства не решают действительно значимые и острые проблемы.

До Европы или США, в которых действуют мировые стандарты благотворительности, бизнесу в нашей стране ещё далеко, заявил Лиханов.

– Смотрите, например, в США ежегодный объём пожертвования достигает 500 миллиардов долларов, – привёл он пример. – Там насчитывается до трёх тысяч благотворительных организаций, и они имеют региональную окраску и конкретную специализацию. Корпорация-донор может найти фонд, который соответствуют её желаниям по оказанию помощи, и даже попросить разработать проект, на который пойдут эти деньги. Но в Штатах существует механизм, который стимулирует частных лиц и предприятия отдавать свои деньги. Он состоит в освобождении благотворителей от налогов.

В России же развитию благотворительности до «цивилизованного» уровня зачастую мешают системные установки, сказал Альберт Лиханов. По его мнению, государству стоило бы больше заботиться о создании благоприятных условий для развития корпоративной благотворительности и начать именно с совершенствования законодательства в этой сфере, внедрения налоговых преференций для социально ответственного бизнеса.

К «цивилизованной» благотворительности иногда не готова и сама социальная среда, которая не видит бизнес в качестве полноправного партнёра и хочет «осваивать» полученные от корпораций средства самостоятельно. «Однако в таких условиях бывают случаи, когда деньги, выделенные на благое дело, расходуются нецелевым образом, – рассказал Альберт Лиханов. – Возможно, это происходит потому, что к средствам из «чужой компании» плёвое отношение. Так что крупные компании с развитой культурой благотворительности начинают стараться свести такую форму пожертвований до минимума». По словам главы Детского фонда, «Иркутская область в этом смысле передовой регион, где крупный бизнес активно работает с фондом, решая проблемы Приангарья».

Ярким примером целенаправленной работы бизнеса над улучшением социальной обстановки в регионе является долголетнее сотрудничество компании «Иркутскэнерго» с Иркутским региональным отделением РДФ. Корпорация – одна из немногих крупных структур, которая 23 года назад стояла у истоков отделения Детского фонда в Иркутской области и поддерживает его деятельность до сих пор. С помощью энергетиков фонд в Приангарье последовательно решает действительно серьёзные проблемы, существующие здесь.

ОАО «Иркутскэнерго» финансирует программы фонда «Глухие дети», «Скорая социальная помощь» и «Сахарный диабет». В рамках первого проекта происходит укомплектование детских учреждений специализированным оборудованием, помогающим вырастать ребятишкам из Иркутской области востребованными в обществе людьми. Светлана Кулинич считает, что это «главный проект, которым могут гордиться энергетики».

Участвуя во втором проекте фонда, компания оказывает оперативную поддержку тяжело больным детям, которым необходимо дорогостоящее лечение. «Иркутскэнерго» старается помочь ребятам, средства на лечение которых нужны срочно и нет времени ждать.

В рамках третьей программы «Иркутскэнерго» в течение нескольких лет приобретает необходимые для детей, больных сахарным диабетом, глюкометры и тест-полоски. «Мы работаем планомерно, не перескакивая с одного на другое, а потому держим проблему под контролем, – описала Светлана Кулинич. – Если бы весь бизнес подходил к благотворительности таким образом, мы могли бы снять многие проблемы в области».

«Мы считаем, что благотворительность не должна стимулировать социальное иждивенчество, она должна создавать предпосылки для развития», – поясняет генеральный директор холдинга «ЕвроСибЭнерго» и компании «Иркутскэнерго» Евгений Фёдоров. Работая таким образом, полагают эксперты, бизнес не просто компенсирует недовольство социально незащищённых слоёв населения, а является инструментом воздействия на будущее состояние всего общества региона, что гораздо ценнее.

Ксения Докукина, "ВСП"

В рубрике: Новости